Шины - высокотехнологический продукт нефтехимической промышленности, в производство и продвижение которого инвестируют сырьевые компании.
Шины - высокотехнологический продукт нефтехимической промышленности, в производство и продвижение которого инвестируют сырьевые компании. Один из самых успешных примеров таких вложений - ОАО «Татнефть», владелец одного из трех крупнейших производителей автошин России ОАО «Нижнекамскшина» и ООО «Торговый дом «КАМА», генерального дистрибьютора ОАО «Нижнекамскшина».
«Производить конкурентоспособный высокотехнологический продукт в России очень дорого, но эффективно продать этот продукт на высоко-конкурентном рынке, каким является сейчас российский рынок автошин, особенно легковых, более трудная задача, чем производство самого продукта», - считает исполнительный директор ООО «Торговый дом «КАМА» Ринат Биктимеров:
- Маркетинговая среда (потребители, конкуренты) в настоящее время требует от продавца шинной продукции не просто товар в реальном исполнении, а товар с подкреплением: мы должны осознать, что покупателя интересуют не столько сами шины, сколько решение их собственных проблем. Требования потребителей изменили характер конкуренции - это уже не конкуренция автошин с различными эксплуатационными и техническими характеристиками, а того, чем продавцы шин дополнительно снабдили свой товар в виде услуг - шиномонтажные и балансировочные работы, хранение «несезонных» шин, а также реклама, финансирование, особенности поставки, консультации для клиентов и прочие ценимые потребителями вещи.
- В связи с этим, какова точка приложения усилий ООО «Торговый дом «КАМА» на российском рынке автошин в перспективе на 2-3 года?
- Безусловно, это развитие системы продвижения. Перед ООО «Торговый дом «Кама» назрела необходимость перейти от стратегии оптового распределения шинной продукции к её массовому продвижению конечному потребителю через развитие собственной сети торгово-сервисных центров, региональных логистических центров, складов.
Данной стратегии придерживаются все наши конкуренты на шинном рынке. Это повторение мировой тенденции, практика показывает, что на оптовую торговлю шинами на вторичном рынке приходится лишь 5 % продаж. В основном же производители работают напрямую с конечными потребителями, что позволяет лучше понимать структуру спроса. Кроме того, производитель получает преимущество в продвижении собственных брендов. Так, например, в Германии 11 % шин продается через сети шиномонтажных мастерских, 33 % - через автосалоны и 54 % - через розничную сеть.
- Как известно, в современном обществе конкурируют уже не товары и производители, а бренды. Продукция ОАО «Нижнекамскшина» известна под марками КАМА и КАМА EURO.
- У нас две торговые марки - КАМА и КАМА EURO. Марка КАМА хорошо известна российским автомобилистам и ассоциируется с ОАО «Нижнекамскшина». Традиционно потребители шин марки КАМА - владельцы отечественных автомобилей.
Марка КАМА EURO - это шины европейского качества, которые изготавливаются по импортным технологиям на оборудовании ведущих мировых производителей. Для изготовления шин данной марки используются высококачественное сырье и новейшие рецептуры смесей. Соответственно, это более дорогой продукт. Применяются шины КАМА EURO как на отечественных, так и на импортных автомобилях. Показатели продаж воочию доказывают, что марка стала узнаваемой.
В наших планах создание бренда легковых шин нового поколения отличного от КАМА и КАМА EURO.
- Важное звено конкурентоспособности на рынке - это современный качественный продукт, правильный продуктовый портфель. Расскажите о продуктовой политике связки ОАО «Нижнекамскшина»- Торговый дом «КАМА».
- В настоящее время в нашем продуктовом портфеле легковые шины около 50-ти типоразмеров, грузовые шины 29-ти типоразмеров, легко-грузовые шины 8-ми типоразмеров, сельскохозяйственные шины и шины специального назначения.
Торговый дом «КАМА» совместно с Научно-техническим центром и производственниками постоянно работает над оптимизацией ассортимента. С недавнего времени мы перешли на формирование ассортимента через линейки шин - отдельная модель будет представлена практически всеми типоразмерами, востребованными потребителем.
На рынок постоянно выводятся новые модели шин, которые заменяют устаревшие модели. В прошлом году это были: легковые - КАМА EURO-518, КАМА EURO-236 типоразмеров R14, R15 и R16; КАМА-232 R16, КАМА-234 R15; грузовые - КАМА-701 R20, КАМА-310 R20.
- Получается, что шинный бизнес до сих пор находится в инвестиционной фазе развития. Насколько выгодно инвестировать в отрасль? И каковы основные направления инвестиций?
- Собственник шинного бизнеса ОАО «Татнефть» инвестирует в разработку легковых шин нового поколения на уровне мировых грандов шинной промышленности. Образцы новой шины, которую планируется выпускать в ближайшей перспективе, уже изготовлены и прошли испытания. Осуществляется проект по масштабной модернизации производства легковых шин.
Ещё один крупный инвестиционный проект - создание производства шин с цельнометаллическим кордом для коммерческого транспорта. Сейчас уже выбран западный производитель ЦМК-шин, который не только поставит современные оборудование и технологию, позволяющие делать качественный, европейского уровня продукт, но и обеспечит базовый инжиниринг и необходимое обучение персонала. Производство будет оснащено с запасом с точки зрения как наращивания объема выпуска, так и возможностей изменить ассортимент.
Цены на нефть стабилизировались. Вложение «нефтяных» денег в производство шин - выгодное предприятие, приносящее финансовую отдачу.
- Что такое фактор «вареной лягушки»? Какова его связь с шинами, инвестициями и т.п.?
- Представьте, что Вы лягушка (это, может быть, непросто, но постарайтесь). Теперь представьте, что кто-то поставил на плиту большую кастрюлю с водой и вскипятил её. Когда появились пузыри, он бросает Вас туда. Что Вы будете делать? Конечно, будете пытаться выпрыгнуть. Не будете же Вы сидеть в кипятке и думать о смысле жизни! Не та ситуация...
Теперь, представьте, что этот кто-то ставит на плиту кастрюлю с холодной водой, кидает Вас туда и включает плиту на медленный огонь. Так как вода нагревается медленно - очень-очень медленно - Вы даже не заметите, как сварились. Когда Вы поймете, что песенка спета, прыгать уже будет поздно.
Этот последний сценарий похож на то, что происходит со многими компаниями. Если компания и люди в ней не гиперчувствительны к необходимости перемен, их сварят. Из-за фактора «вареной лягушки» многих сегодняшних крупных компаний завтра не будет - изменившиеся обстоятельства погубят их.
Преодолеть фактор «вареной лягушки» - значит активно и быстро реагировать на меняющиеся внешние и внутренние обстоятельства.
- Судя по всему, шинному бизнесу ОАО «Татнефть» не грозит стать «вареной лягушкой».
Контактная информация:
ООО «Торговый дом «КАМА», генеральный дистрибьютор ОАО «Нижнекамскшина»
Тел. (8555) 42-04-50, тел/факс (8555) 43-79-13
Отдел экспорта (8555) 34-78-08
Отдел вторичного рынка (8555) 34-28-80
В конце ноября в Сочи состоялся финал World Touring Car Cup 2021.
Как отметили многие участники финального этапа FIA WTCR VTB Race of Russia 2021, событие мирового масштаба, эксклюзивным поставщиком шин и официальным...
Началось строительство шинного комплекса в городе Сарань Карагандинской области
5 апреля началось строительство шинного комплекса в городе Сарань Карагандинской области. Старт строительству дали Премьер-министр Республики Казахстан Аскар...
Восстановленные шины — это выгодно!
Восстановление ЦМК шин – это экологичный и ответственный способ использовать грузовые шины, так как позволяет снизить ущерб, наносимый окружающей среде,...