16.10.2009
Шинники объединились

Обеспечение отечественного автомобилестроения шинами российского производства является вопросом экономической и национальной безопасности К такому выводу пришли участники круглого стола "Проблемы и перспективы российской шинной отрасли".

Обеспечение отечественного автомобилестроения шинами российского производства является вопросом экономической и национальной безопасности
К такому выводу пришли участники круглого стола "Проблемы и перспективы российской шинной отрасли".
Среди крупнейших представителей шинной индустрии на состоявшемся недавно круглом столе царило редкое единодушие. Выяснилось, что взгляды таких солидных компаний-конкурентов, как ОАО "Сибур - Русские шины" и ОАО "Нижнекамскшина", находящегося под управлением УК "Татнефть - Нефтехим", в вопросах преодоления кризиса и некоторых других инициатив полностью совпадают. В частности, одной из временных мер для поддержки отечественного производителя, по мнению директора торгового дома "Кама" (входит в холдинг "Татнефть - Нефтехим") Рината Биктимерова, должно стать повышение ввозных ставок на импортную продукцию, особенно когда речь идет о явном демпинге со стороны зарубежных фирм. ОАО "Сибур - Русские шины" (СРШ) также считает подобную меру первоочередной. Как заявил заместитель генерального директора СРШ по стратегическому развитию Игорь Караваев, компания уже направила в комиссию правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике предложение об увеличении ввозных таможенных пошлин. "Мы обратились в комиссию вице-премьера Зубкова с предложением повысить таможенные пошлины на ввоз импортных грузовых шин в Россию с 15% до 25%", - подчеркнул Игорь Караваев. Что касается низкокачественной зарубежной продукции, поступающей из некоторых стран, здесь должна быть введена такая заградительная мера, как обязательное прохождение товаром всего существующего у нас комплекса сертификационных испытаний, особенно на предмет безопасности и экологичности. По словам Игоря Караваева, необходимо также полностью запретить ввоз бывших в употреблении покрышек.
Заградительные пошлины на импорт шин уже ввели США, Бразилия, Турция, Индия и Китай. "Повысив пошлины, мы сохраним персонал и снизим долю импорта до 20 - 30%, - сказал директор УК "ООО "Татнефть - Нефтехим", заместитель генерального директора ОАО "Татнефть" Загит Шарафеев. - По нашим оценкам, это совершенно нормально для российского рынка". По его словам, в настоящее время доля иностранной продукции на отечественном рынке легковых шин превышает 50%, а с введением пошлин наши производители, в частности "Нижнекамскшина", смогут увеличить мощности как минимум на 30%. Дело в том, что российские шинники, начиная с 2007 года, испытывают все более усиливающееся давление со стороны зарубежных конкурентов. В сочетании с финансово-экономическим кризисом все это привело к затовариванию нашего рынка вторичными иностранными брендами и продукцией из стран Азии (Китай, Малайзия, Корея, Тайвань) и, как следствие, к резкому падению объемов выпуска у отечественных производителей.
Автомобильная промышленность России тем временем не стоит на месте - постоянно растут требования к качеству продукции, к безопасности, грузоподъемности, появляются новые конструктивные особенности колес, например, у покрышек совершенствуется рисунок протектора, что является непростым делом. Отмечается устойчивый рост потребности в шинах с увеличенным внутренним диаметром. Но главное - на мировом и, конечно, российском рынках наблюдается тенденция перехода на радиальные и цельнометаллокордные (ЦМК) шины. Благодаря использованию в каркасе и брекере металлического корда (вместо текстильного) ЦМК-шины выгодно отличаются усиленной прочностью и значительно более высокими скоростными характеристиками. Грузоподъемность таких покрышек больше на 8%, и, что самое главное для потребителя, они позволяют на 10 - 15% снизить расход топлива. С точки зрения экологических норм, которые также постоянно ужесточаются, такие шины существенно уменьшают объем выбросов в атмосферу и автоматически сокращают количество отходов в виде изношенных покрышек. Восстановление протектора можно производить трижды, благодаря чему пробег со 150 000 км увеличивается почти до 500 000 км. Вслед за западными конкурентами КамАЗ также намерен перейти на ЦМК-шины. По экспертным оценкам, в 2010 году потребность в них достигнет в России 1,7 млн штук в год.
Наши компании лишь начинают осваивать массовое производство высококачественных шин. Для этого необходимо приобретение соответствующих западных технологий, сотрудничество с иностранными фирмами. На финишную прямую выходит прорывной шинный проект "Татнефти": на территории "Нижнекамскшины" в скором времени заработает завод по выпуску грузовых цельнометаллокордных шин по технологии Continental. Реализация проекта обойдется нефтяной компании в 17 млрд руб. Обещают, что продукт будет обладать теми же техническими характеристиками, что и самые современные разработки немецкого концерна. Рассчитанное на выпуск 1,2 млн шин производство сможет обеспечить 70% от потребности российского рынка. Еще одним примером взаимовыгодного партнерства можно назвать многолетний опыт работы "Сибур - Русские шины" со словацким "Матадором" в рамках совместного предприятия по изготовлению легковых покрышек на "Омскшине".
Участники круглого стола сошлись во мнении, что главный вопрос сегодня - насколько наши производители будут конкурентоспособны, в противном случае произойдет постепенное замещение их продукции шинами иностранных марок. Одним словом, дальнейшая стратегия должна включать в себя развитие в России отраслевой науки, создание научно-технической и учебной базы. Одному отдельно взятому предприятию решить эту задачу не под силу - только крупные отечественные холдинги могут стать конкурентоспособными. Осуществить все это возможно лишь совместными усилиями больших российских компаний и государства.
Вопрос обеспечения отечественного автомобилестроения, а также авиапрома собственными шинами является также вопросом экономической безопасности и обороноспособности государства. Собственно, именно к такому выводу, подытоживая дискуссию, пришел Загит Шарафеев: "Если делать ставку на российских производителей, это будет способствовать не только социально-экономической стабильности, но и обороноспособности страны. Военная техника в основном колесная".

 Источник: www.ko.ru/document.php