(По материалам: koleso.
(По материалам: koleso.topof.ru)
Первые три квартала 2010 года показали устойчивый рост российского шинного рынка. По итогам года прогнозируется прирост рыночной емкости на 30% по сравнению с показателями прошлого года.
Объем российского рынка шин за 9 месяцев текущего года в натуральном выражении оценивается в 31,2 млн. штук. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по итогам которого емкость российского шинного рынка не превысила 24,5 млн. штук, прирост составил 27%. В денежном выражении по итогам девяти месяцев текущего года емкость российского рынка автомобильных шин оценивается в 95,6 млрд. руб. По сравнению с аналогичным периодом 2009 года, в котором тот же показатель был равен 72,5 млрд. руб., прирост составил 32%.
Анализ динамики шинного рынка по месяцам позволяет сделать вывод об устойчивых тенденциях роста: к концу рассматриваемого нами периода темпы восстановления рынка ускорились, положительный «разрыв» по рыночным показателям увеличивался от месяца к месяцу (при сопоставлении по годам).
Тем не менее, объемов 2008 года достичь пока не удалось. Для сравнения, в январе-сентябре 2008 года - в докризисный период - суммарный объем поставок на российский рынок составлял 42 млн. штук автомобильных шин.
Негативные последствия, характерные для пикового периода кризиса, пока еще полностью не преодолены. Наиболее ярким подтверждением данного вывода является динамика соотношения ценовых сегментов в структуре российского рынка автомобильных шин. В частности, если по итогам трех кварталов 2008 года доля премиального сегмента на рынке достигала 33%, то в 2009 году она сократилась до 29%. По итогам же 9 месяцев 2010 года сегмент А занимал только 28%. Таким образом, можно констатировать, что потребитель сохраняет высокую чувствительность к цене продукции. Доля эконом-сегмента «С» выросла на рынке с 37% в 2008 до 39% в 2009 году.
Несмотря на то, что потребитель в России пока не готов переплачивать за престиж и имидж, на российском рынке остается востребованной качественная брендированная продукция, к которой потребитель успел привыкнуть в докризисный период. Это находит отражение в росте доли среднеценового сегмента «value for money», увеличившимся с 30% по итогам января-сентября 2008 года, до 33% по итогам 9 месяцев текущего года.
Прогнозируя динамику российского рынка шин на более продолжительный период необходимо обратиться к рынку и парку автомобилей. К середине 2010 года было очевидно, что Правительство РФ пытается сделать автомобильную отрасль одним из драйверов экономического роста. Положительный эффект шагов по стимулированию отрасли - механизма льготного кредитования и премии за утилизацию старого автомобиля, при покупке нового, собранного в РФ - способствовал тому, что Правительство решило развивать эту инициативу и дальше.
Так, если по сведениям Автостата, по итогам 2009 года было выдано всего 71,5 тысяч льготных автокредитов, что обеспечило лишь 5% общего объема продаж, то по состоянию только на 15 октября текущего года банками было уже выдана 121 тысяча автокредитов по субсидированным государством ставкам. Прогнозируется, что по итогам 2010 года объем выдачи таких кредитов может достичь 160 тысяч единиц, что составит примерно 9% от общей емкости российского авторынка.
Программа утилизации легковых автомобилей, стартовавшая 8 марта 2010 года, также показала впечатляющие результаты. По данным Автостата, по состоянию на 1 ноября текущего года уже выдано более 340 тысяч сертификатов. Остаток составляет чуть менее 60 тысяч сертификатов, которые должны быть выданы до конца текущего года. В настоящее время, рассматривается не только возможность продолжения этой программы, но и создание аналогичной программы для грузового сегмента.
По данным, официально озвученным Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ), всего за январь-сентябрь 2010 года россияне приобрели 1,32 млн. автомобилей, а сам рынок вырос на 18%, по отношению к уровню того же периода прошлого года. Лидером российского рынка остается «АвтоВАЗ», серьезную поддержку которому продолжает оказывать государственная программа утилизации.
По сравнению с девятью месяцами 2009 года, в текущем году рыночная доля ТОП 10 российского авторынка значительно выросла. Так, если в прошлом году на долю первой десятки приходилось около 36% от общей рыночной емкости, то по итогам истекших девяти месяцев 2010 года совокупная доля лидеров приблизилась к 41%. Сохраняющаяся после произошедшей в разгар кризиса девальвации низкая относительно евро и доллара покупательная способность рубля, ухудшившая позиции импортируемой техники на российском рынке, в сочетании с мерами Правительства, направленными на усиление конкурентных преимуществ техники российской сборки, позволяют прогнозировать сохранение описанной тенденции в ближайшей перспективе.
Для шинного рынка это также будет означать дальнейший рост совокупной доли ограниченной группы типоразмеров, доминировать в которой будут типоразмеры, целевые для моделей АвтоВАЗа.
Параллельно, на рынке будет дальше усиливаться значимость сегмента первичной комплектации шинами новых автомобилей, поскольку вся логика развития российского автомобильного рынка идет по пути замещения доли импортируемых автомобилей за счет техники внутреннего производства.
Большой потенциал дальнейшего роста емкости российского рынка шин, чувствительность потребителя к цене продукции и предполагаемый рост сегмента первичной комплектации позволяют сделать однозначный вывод о конкурентных преимуществах наличия локализованного в России шинного производства. Ведущие игроки рынка это осознают. В частности, компанией Nokian Tyres (уже имеющая завод в России в городе Всеволожск, Ленинградская область) в период первых девяти месяцев 2010 года были запущены две новые производственные линии с производительностью один миллион шин в год каждая. На различных этапах организации собственного производства шин в России находятся Yokohama и Pirelli.
В этих условиях, по аналогии с авторынком, на российском рынке автомобильных шин в ближайшие годы следует ожидать роста (преимущественно за счет импорта) рыночной доли локализованных здесь иностранных производителей.
Из всего объема поставок автомобильных шин на российский рынок, осуществленных в январе-сентябре 2010 года, 13,55 млн. штук пришлось на импорт (43%). Со стороны отечественных и локализованных в России производителей на рынок РФ поступило 17,65 млн. автомобильных шин (57%). В тот же период годом ранее в Россию было импортировано 10,7 млн. шин, а со стороны внутренних производителей было поставлено 13,8 млн.шин.
Динамика емкости рынка шин РФ по основным группам продукции, млн. шт.
Всего в период с января по сентябрь текущего года в России было произведено 25,5 млн. шин (на 27% больше чем за 9 месяцев 2009 года), из которых 7,86 млн. штук (на 26% больше чем за 9 месяцев 2009 года) было отправлено на экспорт.
Динамика структуры рынка шин РФ по каналам поступления на рынок, 9 мес. 2008-2010 гг., млн.шт.
В разрезе отдельных групп продукции рынок демонстрирует быстрый рост сегмента грузовых шин и сегмента OTR (сельскохозяйственные и индустриальные шины). Но именно эти сегменты в 2009 году отличались наибольшим размером падения рыночных объемов, что объясняет текущие опережающие темпы их восстановления.
По итогам трех прошедших кварталов 2010 года, легковых шин на российский рынок было поставлено 23,41 млн. штук (9 мес. 2009 года - 18,79 млн. шт.), шин для легкогрузового коммерческого транспорта - 2,81 млн. штук (9 мес. 2009 года - 2,28 млн. шт.), грузовых шин - 4,14 млн. штук (9 мес. 2009 года - 2,92 млн. шт.) и шин OTR - 0,84 млн. штук (9 мес. 2009 года - 0,51 млн. шт.).
Структура основных игроков на российском рынке автомобильных шин существенных изменений не претерпела. Как и ранее, отечественные компании представлены тройкой лидеров - СРШ, Нижнекамскшина и Амтел, совокупный объем поставок которых на российский рынок занимает долю в 35% от общей его емкости.
Одной из наиболее заметных тенденций шинного рынка является частичное восстановление позиций компаний, традиционно позиционируемых в качестве поставщиков премиальной продукции. Речь здесь идет в основном о Bridgestone, Michelin и Goodyear. Хорошие позиции занимают на рынке корейские производители Hankook и Kumho, уже успевшие к концу рассматриваемого периода выйти на докризисные объемы поставок.
Агрессивный рост на рынке демонстрирует Yokohama, объемы продаж этой компании, практически не затронутые кризисным падением спроса на российском рынке, продолжают расти. Это в значительной степени объясняется тем, что продукция компании Yokohama позиционируется в нижней границе премиального сегмента. Смещение интереса потребителя в сторону более дешевых шин также оказало значительное позитивное влияние на положение белорусской компании Белшина, которая смогла занять по итогам января-сентября 2010 года долю в 6% на российском рынке автомобильных шин.
Доли продаж крупнейших игроков на российском шинном рынке за 9 месяцев 2008-2010 гг., млрд.руб.
Из прочих заслуживающих упоминания рыночных тенденций следует назвать впечатляющий рост поставок Amtel в среднеценовом сегменте «value for money». Следует отметить, что определенную роль в достижении этих показателей сыграл лидер отечественной шинной промышленности - СИБУР - Русские шины. Восстановление позиций Amtel напрямую связано с тем, что нефтехимический холдинг СИБУР, являясь его основным кредитором, прилагает значительные усилия по стабилизации работы и повышению загрузки производственных мощностей - заводов в Воронеже и Кирове.
Из глобальных тенденций на шинном рынке следует выделить идущий в отрасли процесс консолидации. Так, в сентябре 2010 года стало известно о том, что СИБУР и Татнефть проводят переговоры по этому вопросу.
На момент подготовки данного отчета СИБУР и Татнефть уже объявили о намерениях объединить свои шинные активы. Кроме того, СИБУР Ростехнологии и Пирелли подписали меморандум о совместной деятельности в шинной отрасли. В результате может быть создан крупнейший национальный игрок, способный занять треть шинного рынка РФ и войти в ТОП-10 мировых шинных компаний. Объединенная компания будет обладать возможностью производить все типы шин по современным технологиям, успешно проводить импортозамещение и экспортную экспансию.
В последний, четвертый квартал 2010 года мы вправе ожидать сохранения достигнутых рыночных темпов. Этому будет способствовать традиционный сезонный переход на зимние шины и значительный, по имеющимся на сегодняшний день оценкам, фактор отложенного спроса, который окажет рынку дополнительную поддержку в конце текущего года.
В конце ноября в Сочи состоялся финал World Touring Car Cup 2021.
Как отметили многие участники финального этапа FIA WTCR VTB Race of Russia 2021, событие мирового масштаба, эксклюзивным поставщиком шин и официальным...
Началось строительство шинного комплекса в городе Сарань Карагандинской области
5 апреля началось строительство шинного комплекса в городе Сарань Карагандинской области. Старт строительству дали Премьер-министр Республики Казахстан Аскар...
Восстановленные шины — это выгодно!
Восстановление ЦМК шин – это экологичный и ответственный способ использовать грузовые шины, так как позволяет снизить ущерб, наносимый окружающей среде,...