07.10.2013
«Деловой Квартал» представляет третьего героя рейтинга «Драйверы года»

Еще один герой «ДК» [Деловой квартал] - Ринат Биктимеров, исполнительный директор компании, которая в рейтинге Драйверы года занимает третье место. Динамика «Кама Евро» - 419,7%.

Лидером рынка шин в России ООО «Торговый дом Кама» стал путем не только принятия эффективных бизнес-решений в управлении огромной компанией, но и неустанными инвестициями в развитии со стороны материнской компании («Кама» входит в холдинг под руководством УК «Татнефть-Нефтехим», который в свою очередь входит в ГК «Татнефть»). Как говорит сам Ринат Биктимеров, за последние пять лет никто не вкладывал в производство шин таких инвестиций, как республиканский нефтяной гигант. 

Тринадцать миллионов шин в год, 36% всех шин в стране и динамика оборота на 419% в 2012 г. по сравнению с 2011. Гиперположительная динамика объясняется тремя причинами. Это, разумеется, не столь давнее вступление России в ВТО" вступление России в ВТО, благодаря чему и без того неплохая интеграция «Камы» на европейский рынок удвоилась. Второе - это тотальная модернизация завода, а также качественный сервис. На сегодняшний день вся продукция Нижнекамского шинного комплекса экспортируется более чем в 70 стран мира. Тут европейские страны Италия, Словакия, Австрия, Чехия, Испания, Черногория и Чехия, что говорит о высоком признании продукции в мире. Ну а кроме европейских клиентов, любителей нижнекамской продукции хватает и на остальных континентах. Тут и Бразилия, и Перу, и Зимбабве, и Конго, и ОАЭ и др.

«Идя навстречу этим рыночным реалиям, мы создали свою сеть фирменных шинных центров под маркой Tyre&Service. А логика очень простая: 50% наших грузовых шин идет в европейские страны, и мы должны продавать не только продукт, но и услугу. Более того, в европейских странах, в отличие от России, замена шин на дорогах – более востребованная услуга. Перевозчик груза там не возит с собой запасное колесо, а просто звонит в сервис», - заключает г-н Биктимеров.

Еще в 2010 г. ТД «Кама» удостаивали звания самого динамично развивающегося российского экспортера года нефтехимической отрасли. В прошлом году шины ЦМК "Кама" вошли в список ста лучших товаров республики.

Другим фактором такого небывалого скачка Ринат Биктимеров называет процесс модернизации, который был запущен еще в 2004 г., когда "Татнефть" закупила полный цикл технологий одной из ведущих итальянских фирм, вложив порядка 2,7 млрд. руб., а финальный шаг в «Каме» сделали как раз в 2012 г. Тогда было запущено в эксплуатацию новейшее оборудование на сумму 1,3 млрд. руб. – это три станка, два из которых – полностью роботизированные комплексы. «Нижнекамский шинный комплекс заранее подготовился к режиму работы в ВТО: модернизировал производство, закупил современные технологии, построил новый завод. Цена вопроса – порядка 20 млрд. руб.», - говорит Ринат Биктимеров.

Ну и последним, третьим китом, на которых была выстроена работа - это собственная сервисно-сбытовая система. Tyre&Serviсe (T&S) - таково, собственно, имя этого кита. Система действует четвертый год подряд, и это позволяет получить дополнительный доход от продаж не только физического товара, но и дополнительных услуг. Сюда, разумеется, входят шиномонтаж, подкачка и комплексное техобслуживание. На эту сервисную систему работает более 150 центров в России, странах СНГ и даже Европы (Чехия).

 «Деловой квартал» составил рейтинг «Драйверы года» - среди динамичных сплошь промышленники

Промышленный сектор второй год подряд показывает наилучшую динамику в ежегодном рейтинге «Драйверы года». Сравняться с ними в динамике не удается ни торговле, ни финансовым компаниям.

Журнал «Деловой квартал» составил рейтинг «Драйверы года», в который вошли компании, которые показали наилучшую динамику оборота в 2012 г. по сравнению с 2011 г. В итоговый рейтинг «Драйверы года» были включены 104 компании с оборотом не менее 400 млн. руб. в 2012 г. и динамикой к 2011 г. не менее 140,9%. Аналитическая группа «ДК» проверила компании на наличие фактической деятельности, а также исключил из списка компании, в ОКВЭД указано несколько видов деятельности. Для работы использовалась база данных СПАРК-Интерфакс.

Подобную работу редакция проводила уже в прошлом году, что дает возможность сравнить активность компаний год от года. Как и в 2012 г. в рейтинг попало большое количество компаний, связь которых с крупными промышленными холдингами очевидна, а также тех компаний, которые берут крупные государственные и оборонные заказы. Так, рейтинг в этом году возглавило КАПО им. Горбунова. Высокие позиции занимают УК «Татнефть-Нефтехим», «Татнефть-Транс», Завод цельнометаллических шин (структура ОАО «Татнефть») и др. Отдельное слово стоит сказать о строительных компаниях, которых в рейтинге немало. 2012 г. можно по праву можно назвать годом строителя, и Универсиада стала главным драйвером успехов девелоперов и застройщиков.

Интересен географический разброс драйверов в рейтинге. Большинство «оборотистых» компаний расположены в Закамье, центре крупной промышленности Татарстана: Набережных Челнах и Нижнекамске. Производственные компании составили костяк рейтинга не только этого, но и прошлого года.

Однако стоит ожидать, что в рейтинге следующего года промышленность покажет себя менее успешной. По крайней мере, такие прогнозы строит Министерство экономики Татарстана, которое констатирует, что темпы роста ВРП в текущем году снизились по сравнению с прошлым годом более чем в два раза, в частности, за счет снижения показателей в промышленности. Практически четверть предприятий Татарстана остаются убыточными, размер полученного ими убытка по сравнению с прошлым полугодием вырос в 1,5 раза и превысил 14 млрд. руб.

Чиновники минэкономики считают, что предприятиям необходимо научиться работать в условиях ВТО и использовать допустимые инструменты защиты своих интересов. В пример ставят «КАМАЗ» и «Форд Соллерс», которые активно работают в этом направлении. «Форд Соллерс», кстати, входит в пятерку наиболее динамичных компаний 2012 г. Кроме того компания является ярким представителем компании, развивающейся на территории особой экономической зоны. Других представителей ОЭЗ и технопарков в рейтинге драйверов «ДК» нет.

Одним из важнейших факторов, которые по данным министерства экономики РТ главным образом мешает конкурентоспособности местных компаний – низкая производительность труда, темпы которой вдвое отстают от темпов роста заработной платы (среднемесячная зарплата в промышленности составила в 2012 г. 25,6 тыс. руб. и это на 13,6% больше, чем в 2011 г.) Как результат, констатируют чиновники, предприятия в 2012 г. уже начали сокращать выплаты сотрудникам.

Минэкономики не ждет чудес и от отрасли торговли, которая в 2013 г. снизила темпы развития. Согласно рейтингу драйверов «ДК» по итогам 2012 г. торговля тоже не в числе передовиков – торговых компаний в ТОП-104 единицы. Из наиболее заметных – ТД «Кама», «Асфарма-Рос», «Россич», «Пестречинка», «Амадеус-Трейд», «Агава».

Еще менее заметны в общем числе драйверов финансовые и сельскохозяйственные компании. Обе категории представлены пятеркой компаний: ИК «ТФБ Финанс», «Татсоцбанк» и «Союз-Агро», «Бурундуковский элеватор» (входит в ХК «Ак Барс») и СХП «Свияга». Компании, оказывающие услуги бизнесу почти не показали заметной динамики в 2012 г. Единственный представитель этой категории – ЧОП «Кеннард», который обеспечивает охрану в частности «ТАИФ-НК» в Нижнекамске.

Истории компаний-лидеров рейтинга представлены в очерках проекта «Драйверы года». Нужно отметить, не все лидеры пожелали публично заявить о своей деятельности и успехах, в частности компании «Ортэкс» и «Гриндейл», показавшие завидную динамику в 2012 г. Редакция дополнила серию очерков двумя историями компаний – лидеров своих рынков. Один из них – о руководителе ИК «ТФБ Финанс», которая явилась редким для такого рода рейтингов представителем рынка финансовых услуг. Второй – о руководителе компании с давним прошлым «АК БАРС АЭРО», которая в последние годы показалась рынку с другой стороны. Кроме того в дополнительных таблицах «ДК» публикует динамику компаний отдельных отраслей.

Источник: Обзор сайта www.kazan.dkvartal.ru